Энергосервисный контракт: суть и порядок реализации
Если у Вас есть вопросы по сопровождению, оценке или проработке энергосервисного контракта — мы готовы оказать всю необходимую помощь и профессиональную поддержку в этом вопросе.
Далее мы подробно рассмотрели суть энергосервиса, состав и способы реализации энергосервисных контрактов в сфере госзакупок и ЖКХ.
Энергосервисный договор (ЭСК) – это соглашение, предусматривающее осуществление специализированной энергосервисной компанией (ЭСКО) полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) решений в компании клиента. Оплата услуг ЭСКО производится заказчиком из сэкономленных на сбережении энергоресурсов денег.
Как правило энергосервисные договора заключаются на период от 6 месяцев до 5-7 лет (больший срок невозможен из за отечественных банков, не готовых кредитовать ЭСКО на продолжительные сроки).
В отличие от классического варианта внедрения энергосберегающих технологий, где бремя исполнения ЭСМ ( выполнение энергоаудита и последующая реализация разработанных планов) ложится на само предприятие, подход к решению проблем экономии ресурсов через заключение энергосервисного договора дает возможность перенести нагрузку по обеспечению всех необходимых действий и возможные финансовые риски по недостижению ожидаемого результата на ЭСКО.
Порядок действий по заключению ЭСК подразумевает проведение предварительного энергоаудита, который должен определить основные базисные направления энергопотребления, элементы финансирования и ведения ЭСМ, методику прогнозирования и доказательства полученных итогов.
Энергосервисная компания в любом случае непосредственно заинтересована в качественном исполнении обязательств и повышении результативности своих услуг, поскольку окупаемость всего проекта находится в непосредственной зависимости от суммы, сэкономленной Заказчиком на энергоресурсах.
Для потребителя основными выгодами от заключения ЭСКО будут:
- снижение издержек предприятия;
- уменьшение расходов на модернизацию изношенного и морально устаревшего оборудования;
- качественное управление строительным и монтажным процессом;
- практическая подготовка персонала;
- оплата мероприятий в отложенном варианте за счет экономии, полученной от внедрения ЭСМ.
Следует учитывать, что энергосервисный договор – это сложный многосторонний контракт, включающий комплекс различных соглашений — договор подряда на выполнение работ, договора финансовой аренды, разработка заданий, соглашения о проведении проектно-изыскательских работ и др.), т.е. является по сути разнородным соглашением (ст.421 Гражданского кодекса РФ) и предполагает собою довольно непростую юридическую систему.
Договора ЭСК кроме того отличаются и видами финансирования энергосберегающих мероприятий.
Энергосервисный договор заключается исключительно между заказчиком и ЭСКО, кредитная система никак не принимает участие в данной сделке.
Заключается многосторонний кредитный контракт, согласно которому заемщиком представляется ЭСКО, указывается целевое предназначение кредита – исполнение энергоэффективного плана на объекте заказчика.По соглашениям энергосервисного договора и кредитного соглашения клиент должен открыть расчетный счет в том кредитном учреждении, которое финансирует реализацию энергоэффективного проекта, и все расчеты за потребляемые энергоресурсы клиент имеет право осуществлять только с этого расчетного счета.
Обязательны разделы сервисного договора.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» энергосервисный договор должен включать в себя:
- Условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора.
- Условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов.
- Иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.
Кроме того в энергосервисный договор может быть включено:
- Условие об обязанности исполнителя обеспечивать согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении договора условия.
- Условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов.
- Условие об определении в договоре оплаты услуг исходя из показателей, достигнутых (или планируемых для достижения) в результате реализации энергосервисного договора, в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов.
- Иные определенные соглашением сторон условия.
-иные условия, определенные сторонами в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации, регулирующим условия договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов.
Примерные условия договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа), включающих в себя условия энергосервисного договора (контракта), устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Рассмотрим несколько примеров расчетов по контракту при реализации энергетического сервиса на практике.
1. Например, исполнитель инвестирует в энергосберегающиемероприятия на объекте клиента 10 млн. руб. Годичная экономия, получаемая клиентом от внедренных ЭСМ– 4 млн руб. в течении 10 лет.
Эта экономия распределены последующим способом: 1 миллион идет в закрытие расходов на инвестирование, которые произвел разработчик. 1,5 млн это стоимость кредитных ресурсов, которую исполнитель оплачивает банку (15% годовых от 10 млн. руб.).
Оставшиеся 1,5 млн делятся в соотношении 50/50 между исполнителем и заказчиком, как доход с внедренных ЭСМ.
2. Вариант фиксированных выплат без прямой компенсации затрат на инвестирование выглядит так:
Исполнитель проводит энергосберегающие мероприятия на объекте клиента и получает установленный процент с достигнутого финансового результата:
- в 2010 году разработчик вкладывает в ЭСМ на объекте клиента 2 млн руб., в 2011 году — 800 тыс. руб., в 2012 году — 4 млн руб..
- с 2010 до 2020гг.( срок действия контракта) исполнитель получает 65% от экономии, достигнутой за счет внедренных им энергосберегающих мероприятий.
Энергосервисное соглашение начинает действовать с момента заключения и действует до выполнения всех обязательств сторонами-подписантами.
Оно должно быть заключено на время, необходимое для достижения установленной величины экономии энергетических ресурсов, при этом срок должен быть достаточным для окупаемости установленного исполнителем оборудования.
В сфере государственного регулирования тоже есть свои особенности.
«Государственный или муниципальный заказчик, органы, уполномоченные по размещению заказов для названных нужд, обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказанных услуг в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ и услуг» (ст. 26 261-ФЗ, п. 5. п/п 1 и 2). Эти требования конкретизирует ст. 108 «Особенности заключения энергосервисных контрактов» Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О Федеральной контрактной системе».
Для госзаказчиков определен расширенный перечень условий энергосервисного договора.
Некоторые разделы постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» включают в себя следующие положения:
- Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), но контракт на энергосервис заключается отдельно от контрактов на поставки энергоресурсов.
- в контракте должен быть перечень мероприятий, направленных на достижение уровня энергоэффективности, установленного конкурсной документацией, документацией об аукционе, в извещении о проведении запроса котировок, либо сформированного в заявке участника размещения заказа.
- участникам размещения заказов не производится компенсация затрат, понесенных ими при проведении подготовительных работ для подготовки конкурсного предложения, предложения на аукцион, в том числе аукцион в электронной форме, или ответа на запрос котировок.
- размер экономии энергоресурса определяется в натуральном выражении.
- наличие регламентированных расчетов составляющих указанных показателей, а также меры ответственности за неисполнение контракта.
- описание особенностей определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис, предусматривающие учет таких факторов, как срок исполнения контракта, осуществление заказчиком расчетов за поставку энергоресурса по нескольким тарифам, и способ размещения заказа.
Расчет стоимости энергосервисного контракта для госзаказчиков тоже имеет опрделенные ограничения.
Начальная (максимальная) цена договора (контракта) на оказание энергосервисных услуг для госпредприятий определяется с учетом фактических расходов, понесенных заказчиком по контрактам на поставки соответствующих видов энергетических ресурсов за предыдущий год, и не может превышать указанные расходы.
В Энергосервисном договоре (контракте)в обязательном порядке должен быть отражен:
- фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту
- подлежащий уплате исполнителю по контракту фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и минимальный размер такой экономии в денежном выражении
- минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и максимальный процент такой экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту.
В сущности государственный энергосервисный контракт – это некоторая модель правительственного долга, что неизменно ставит ее выше коммерческого долга, так как она более надежна.
Невзирая на то, что прибыльность энергосервисных проектов согласно планам может составить 20% и выше, существуют и риски неполучения расчетного эффекта экономии, что ставит под угрозу гарантии возврата привлеченных кредитных ресурсов.
В области ЖКХ заключение договоров ЭСК также имеет ряд проблем.
Поскольку на сегодняшний день ЖКХ в целом и жилищный фонд в частности являются одним из ключевых потребителей энергоресурсов, а их эффективность использования остается весьма невысокой, государство пытается найти пути решения проблемы. Однако, законотворчество в этой области не всегда успешно справляется с этой задачей.
Так, в соответствии с № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей минимальный список услуг и (либо) работ по капитальному ремонту единого имущества в МКД, предоставление и осуществление каковых финансируются за счет денег фонда капитального ремонта, были исключены работы по утеплению фасадов МКД, установке коллективных (общедомовых) устройств учета общественных ресурсов.
С утеплением ситуация очевидна — так как период окупаемости у такого проекта 15-20 лет, однако установка приборов учета за счет понижения платежей окупается за 1-2 сезона, и без их наличия невозможно начинать проекты ЭСК.
В дальнейшем Письмом Минстроя России от 09.04.2014 № 5792-МС/04 «Об оплате расходов в установку коллективных (общедомовых) приборов учета», было разрешено проводить оплату из фонда капитального ремонта, однако письмом министерства упразднить положения Закона не является возможным.
Главными условиями, затрудняющими формирование энергосервиса в жилищной отрасли, являются :
- непростая многоэтапная операция заключения энергосервисного соглашения, которое должно быть одобрено на общем собрании владельцев;
- потребность взаимосогласования интересов множества соучастников отношений в области энергосервиса (владельцы, управляющая компания, банк, ЭСКО);
- дефицит надёжной информации о жилищном фонде;
- недостаток приборов учета энергетических ресурсов, необходимых для осуществления расчетов;
- невысокая осведомленность жителей.