Тепловизионное обследование недвижимости ЭНЕРГОАУДИТ ОРГАНИЗАЦИЙ ЭНЕРГОПАСПОРТ ЗДАНИЯ
+7 (347)   266-77-15
2667715@gmail.com

ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ ДОГОВОР

Разработка, расчет и обоснование. ТЭО контракта.

Отправить заявку           
отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта
        отзывы и предложения                  карта сайта
О нас: кто мы и как все это придумали.
Тепловизор-что это такое?
Как это Вам поможет сэкономить.
Сколько стоят наши услуги?
Форма отчета о тепловизионном обследовании
Утепление и утеплители
Утепление кровли
Утепление полов
Утепление стен
Утепление деревянного дома
Претензии к ЖЭУ, ТСЖ и УК
Наши клиенты
Контакты

© 2010
ООО "БашкирЭнергоАудит"
г.Уфа, ул. Комсомольская, д.27/1,

Тел.: +7 (347) 266-77-15
E-mail: 2667715@gmail.com

Яндекс.Метрика  

Инженерные Системы

Энергосервисный контракт: суть и порядок реализации.

Если у Вас есть вопросы по сопровождению, оценке или проработке энергосервисного контракта - мы готовы оказать всю необходимую помощь и профессиональную поддержку в этом вопросе. 

Далее мы подробно рассмотрели суть энергосервиса, состав и способы реализации энергосервисных контрактов в сфере госзакупок и ЖКХ.

 

Энергосервисный договор (ЭСК)–это соглашение, предусматривающее осуществление специализированной энергосервисной компанией (ЭСКО) полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) решений в компании клиента. Оплата услуг ЭСКО производится заказчиком из сэкономленных на сбережении энергоресурсов денег. 
Как правило энергосервисные договора заключаются на период от 6 месяцев до 5-7 лет (больший срок невозможен из за отечественных банков, не готовых кредитовать ЭСКО на продолжительные сроки).
В отличие от классического варианта внедрения энергосберегающих технологий, где бремя исполнения ЭСМ ( выполнение энергоаудита и последующая реализация разработанных планов)  ложится на само предприятие, подход к решению проблем экономии ресурсов через заключение энергосервисного договора дает возможность перенести нагрузку по обеспечению всех необходимых действий и возможные финансовые риски по недостижению ожидаемого результата на ЭСКО.
Порядок действий по заключению ЭСК подразумевает проведение предварительного энергоаудита, который должен определить основные базисные направления энергопотребления, элементы финансирования и ведения ЭСМ, методику прогнозирования и доказательства полученных итогов.
Энергосервисная компания в любом случае непосредственно заинтересована в качественном исполнении обязательств и повышении  результативности своих услуг, поскольку окупаемость всего проекта находится в непосредственной зависимости от суммы, сэкономленной Заказчиком на энергоресурсах. 

Для потребителя основными выгодами от заключения ЭСКО будут: 
-снижение издержек предприятия;
-уменьшение расходов на модернизацию изношенного и морально устаревшего оборудования;
-качественное управление строительным и монтажным процессом;
-практическая подготовка персонала;
-оплата мероприятий в отложенном варианте за счет экономии, полученной от внедрения ЭСМ.

Следует учитывать, что энергосервисный договор – это сложный многосторонний контракт, включающий комплекс различных соглашений  - договор подряда на выполнение работ,  договора финансовой аренды, разработка заданий, соглашения о проведении проектно-изыскательских работ  и др.), т.е. является по сути разнородным соглашением (ст.421 Гражданского кодекса РФ)  и предполагает собою довольно непростую юридическую систему.
Договора ЭСК кроме того отличаются и видами финансирования энергосберегающих мероприятий. 

Энергосервисный договор заключается исключительно между заказчиком и ЭСКО, кредитная система никак не принимает участие в данной сделке.
Заключается многосторонний кредитный контракт, согласно которому заемщиком представляется ЭСКО, указывается целевое предназначение кредита – исполнение энергоэффективного плана на объекте заказчика.По соглашениям энергосервисного договора и кредитного соглашения клиент должен открыть расчетный счет в том кредитном учреждении, которое финансирует реализацию энергоэффективного проекта, и все расчеты за потребляемые энергоресурсы клиент имеет право осуществлять только с этого расчетного счета.
Обязательны разделы сервисного договора.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» энергосервисный договор должен включать в себя:
1. Условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора.
2. Условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов.
3. Иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.
Кроме того в энергосервисный договор может быть включено:
1. Условие об обязанности исполнителя обеспечивать согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении договора условия.
2. Условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов.
3. Условие об определении в договоре оплаты услуг исходя из показателей, достигнутых (или планируемых для достижения) в результате реализации энергосервисного договора, в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов.
4. Иные определенные соглашением сторон условия.
-иные условия, определенные сторонами в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации, регулирующим условия договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов.
Примерные условия договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа), включающих в себя условия энергосервисного договора (контракта), устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Рассмотрим несколько примеров  расчетов по контракту  при реализации энергетического сервиса на практике.
1. Например, исполнитель инвестирует в энергосберегающиемероприятия на объекте клиента 10 млн. руб. Годичная экономия, получаемая клиентом от внедренных ЭСМ– 4 млн руб. в течении 10 лет.
Эта экономия распределены последующим способом: 1 миллион идет в закрытие расходов на инвестирование, которые произвел разработчик. 1,5 млн это стоимость кредитных ресурсов, которую исполнитель оплачивает банку (15% годовых от 10  млн. руб.).
Оставшиеся 1,5 млн делятся в соотношении 50/50 между исполнителем и заказчиком, как доход с внедренных ЭСМ.
2. Вариант фиксированных выплат без прямой компенсации затрат на инвестирование выглядит так:
Исполнитель проводит энергосберегающие мероприятия на объекте клиента и получает установленный процент с достигнутого финансового результата:
-в 2010 году разработчик вкладывает в ЭСМ на объекте клиента 2 млн руб., в 2011 году - 800 тыс. руб., в 2012 году  - 4 млн руб..
-с  2010 до 2020гг.( срок действия контракта)  исполнитель получает 65% от экономии, достигнутой за счет внедренных им энергосберегающих мероприятий.
Энергосервисное соглашение начинает действовать с момента заключения и действует до выполнения всех обязательств сторонами-подписантами.
Оно должно быть заключено на время, необходимое для достижения установленной величины экономии энергетических ресурсов, при этом срок должен быть достаточным для окупаемости установленного исполнителем оборудования.

В сфере государственного регулирования тоже есть свои особенности.
«Государственный или муниципальный заказчик, органы, уполномоченные по размещению заказов для названных нужд, обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказанных услуг в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ и услуг» (ст. 26 261-ФЗ, п. 5. п/п 1 и 2). Эти требования конкретизирует ст. 108 «Особенности заключения энергосервисных контрактов» Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О Федеральной контрактной системе».
Для госзаказчиков определен расширенный перечень  условий энергосервисного договора.
Некоторые разделы постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» включают в себя следующие положения:
-Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), но контракт на энергосервис заключается отдельно от контрактов на поставки энергоресурсов.
-в контракте должен быть перечень мероприятий, направленных на достижение уровня  энергоэффективности, установленного конкурсной документацией, документацией об аукционе, в извещении о проведении запроса котировок, либо сформированного в заявке участника размещения заказа.
-участникам размещения заказов не производится компенсация затрат, понесенных ими при проведении подготовительных работ для подготовки конкурсного предложения, предложения на аукцион, в том числе аукцион в электронной форме, или ответа на запрос котировок.
-размер экономии энергоресурса определяется в натуральном выражении.
-наличие регламентированных расчетов составляющих указанных показателей, а также меры ответственности за неисполнение контракта.
-описание  особенностей определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис, предусматривающие учет таких факторов, как срок исполнения контракта, осуществление заказчиком расчетов за поставку энергоресурса по нескольким тарифам, и способ размещения заказа.
Расчет стоимости энергосервисного контракта для госзаказчиков тоже имеет опрделенные ограничения.
Начальная (максимальная) цена договора (контракта) на оказание энергосервисных услуг для госпредприятий определяется с учетом фактических расходов, понесенных заказчиком по контрактам на поставки соответствующих видов энергетических ресурсов за предыдущий год, и не может превышать указанные расходы.

В Энергосервисном договоре (контракте)в обязательном порядке должен быть отражен:
-фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и  максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту
-подлежащий уплате исполнителю по контракту фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и  минимальный размер такой экономии в денежном выражении
-минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и  максимальный процент такой экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту.
В сущности государственный энергосервисный контракт – это некоторая модель правительственного долга, что неизменно ставит ее выше коммерческого долга, так как она более надежна. 
Невзирая на то, что прибыльность энергосервисных проектов согласно планам может составить 20% и выше, существуют и риски неполучения расчетного эффекта экономии, что ставит под угрозу гарантии возврата привлеченных кредитных ресурсов. 
 

В области ЖКХ заключение договоров ЭСК также имеет ряд проблем.
Поскольку на сегодняшний день ЖКХ в целом и жилищный фонд в частности являются одним из ключевых потребителей энергоресурсов, а их эффективность использования остается весьма невысокой, государство пытается найти пути решения проблемы. Однако, законотворчество в этой области не всегда успешно справляется с этой задачей.
Так, в соответствии с № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей минимальный список услуг и (либо) работ по капитальному ремонту единого имущества в МКД, предоставление и осуществление каковых финансируются за счет денег фонда капитального ремонта, были исключены работы по утеплению фасадов МКД, установке коллективных (общедомовых) устройств учета общественных ресурсов. 
С  утеплением ситуация  очевидна -  так как период окупаемости у такого проекта 15-20 лет, однако установка приборов учета за счет понижения платежей окупается за 1-2 сезона, и без их наличия  невозможно начинать проекты  ЭСК.
В дальнейшем Письмом Минстроя России от 09.04.2014 № 5792-МС/04 «Об оплате расходов в установку коллективных (общедомовых) приборов учета», было разрешено  проводить оплату из фонда капитального ремонта, однако письмом министерства упразднить положения Закона не является возможным.
Главными условиями, затрудняющими формирование энергосервиса в жилищной отрасли, являются :
-непростая многоэтапная операция заключения  энергосервисного соглашения, которое должно быть одобрено  на общем собрании владельцев;
-потребность взаимосогласования интересов множества соучастников отношений в области энергосервиса (владельцы, управляющая компания, банк, ЭСКО);
-дефицит надёжной информации о жилищном фонде;
-недостаток приборов учета энергетических ресурсов, необходимых для осуществления расчетов;
-невысокая осведомленность жителей.